Новости финансового рынка


Центробанк РФ поддержал ужесточение штрафов для банков за обман в рекламе 12.02.2015

Центробанк РФ поддержал ужесточение штрафов для банков за обман в рекламе

Банк России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержали законопроект об ужесточении наказания за нарушения в сфере рекламы финансовых услуг. Проект (поправки в Кодекс об административных правонарушениях) разработан депутатом Виктором Климовым и касается рекламы услуг банков, микрофинансовых, страховых и других финансовых компаний. 11 февраля он был рассмотрен конституционным комитетом Госдумы.

Климов предлагает правонарушения в сфере рекламы финансовых услуг выделить в специальный состав. «Людей, заманивая льготными кредитами, банки и микрофинансовые организации [МФО] подсаживают на кредитную иглу. Это происходит повсеместно. Поэтому эта проблема требует особого внимания», – сказал РБК Климов.

Он настаивает на существенном увеличении размера штрафов. «По статистике ФАС, средний размер штрафа за 2013 год составил 113 тыс. руб. Эта сумма в сравнении с многомиллионными рекламными бюджетами банков выглядит смешно. Задача – сделать штрафные санкции более ощутимыми, чтобы снизить число правонарушений», – пояснил он.

Климов предлагает поднять минимальную планку штрафов с нынешних 100 тыс. до 300 тыс. руб., а максимальную – с 500 тыс. до 1 млн руб.

Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина поддержала проект, при этом настаивая на том, что требуется разграничить размеры штрафов в зависимости от вида финансового бизнеса. Например, МФО многомиллионные штрафы, по ее мнению, могут грозить разорением. Зампред ЦБ Александр Торшин также поддержал законопроект.

Данный проект уже рассматривался конституционным комитетом Госдумы в январе этого года, но был отложен из-за позиции председателя комитета Владимира Плигина. Он сомневался в необходимости повышения штрафов для банков в нынешней экономической ситуации. «Законопроект был внесен осенью прошлого года, и ситуация была иной. Теперь высокие штрафы лишь повредят кредитным организациям», – высказывал ранее свои опасения Плигин.

Одних штрафов мало

По данным ФАС, нарушения, связанные с рекламой финансовых услуг, составляют около четверти всех нарушений в сфере рекламы. Так, финансовые компании вводят в заблуждение своих потенциальных клиентов за счет того, что прописывают условия по своим продуктам мелким шрифтом. Например, в ноябре прошлого года ФАС оштрафовала на 100 тыс. руб. Связь-банк за то, что тот указывал неполную информацию по вкладам «Чемпион» и «Чемпион Плюс», а в итоге эффективная процентная ставка по вкладу в отделении была ниже, чем указанная в рекламе. ХКФ Банк антимонопольное ведомство также оштрафовало на 100 тыс. руб. за распространение СМС-рекламы финансовых услуг без  согласия абонента на ее получение.

Руководитель группы финансовой практики «Пепеляев Групп» Лидия Горшкова считает, что бороться с недобросовестной рекламой необходимо, но лишь увеличение штрафов не панацея. «Увеличение штрафов сможет снизить число нарушений, но искоренить их полностью не сможет. Для этого нужен комплекс мер. В частности, более точно определить, что именно является ненадлежащей рекламой», – пояснила она.

В свою очередь, главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов повышение штрафов не приветствует. «Наша оценка данного законопроекта скорее негативная, – говорит он. – Фактически увеличение штрафа – это полумера, которая повлечет только раскачивание финансового рынка в целом и рынка МФО в частности». На взгляд Бахвалова, без четкого определения критериев допустимости рекламы, ее содержания и методов распространения данная норма не может считаться логически завершенной. Это требует дополнительного изменения закона «О рекламе».

В эффективности проекта сомневается также глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. Она, как и Лидия Горшкова, считает, что надо сначала разобраться с понятием недобросовестной рекламы. К тому же надо понять, как именно финансовые организации вводят потребителя в заблуждение, а уже затем вводить меры наказания. «Точно так же и магазины можно штрафовать за недобросовестную рекламу, когда они заманивают покупателей скидкой в 50%. Простое увеличение штрафов ляжет на плечи клиентов, увеличит стоимость кредитов и снизит стоимость депозитов», – заключила Наталья Бурыкина.

Источник: РБК Daily


Возврат к списку


Материалы по теме:



Полезные статьи

Система налогового права в России Система налогового права в России

Налоговое право России представляет собой отрасль финансового права. Не смотря на это, оно имеет развитую внутреннюю систему. В ней выделяются комплексы однотипных правовых норм, осуществляющих регулирование отдельных групп общественных взаимоотношений.
Рефинансирование кредита Рефинансирование кредита

Тяжело платить высокие проценты по кредиту без справок и поручителей? Воспользуйтесь системой рефинансирования кредита, предлагаемой банками
Экономическое заочное обучение Экономическое заочное обучение

Экономическое обучение на заочной форме − это неоценимые знания, которые могут сразу же быть использованы на практике за счет того, что, как правило, студенты заочных форм имеют рабочее место.
Принципы, позволяющие добиться идеальной кредитной истории Принципы, позволяющие добиться идеальной кредитной истории

Не имея положительной кредитной истории, в случае, когда есть желание совершить дорогую покупку через ссуду, это сделать трудно. И если ваша позиция не приемлет оформления кредитов, то это не указывает, что вы относитесь к категории идеальных заемщиков.
Период действия банковской карты Период действия банковской карты

Банковская карта и кредит наличными содержат большое количество данных. Люди часто не придают значения одной важной детали до момента, когда с нею появляются трудности. Она представляет собой период действительности кредитной карты. Ее можно увидеть на лицевой стороне карты.

все статьи